Можно продлить срок действия контракта по 44фз в 2018 году

Содержание
  1. Изменение срока действия контракта по 44 ФЗ
  2. Требования законодательства
  3. Изменение сроков при условии форс-мажора
  4. Случаи из судебной практики
  5. Ответственность заказчика
  6. 1. Изменение срока контракта по 44 ФЗ
  7. Каков порядок изменения сроков выполнения работ, установленных контрактом, заключенным по закону № 44-ФЗ, если эти сроки не выходят за пределы срока действия контракта?
  8. Изменение сроков исполнения контракта по 44-ФЗ в 2019 году
  9. Продление срока действия контракта по 44-ФЗ и 223-ФЗ
  10. Продление срока действия контракта с точки зрения общего законодательства
  11. Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 44-ФЗ
  12. Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 223-ФЗ
  13. Заключение
  14. Продление срока действия контракта по 44-ФЗ и ответственность за незаконную пролонгацию договора
  15. Относится ли срок действия контракта к существенным условиям
  16. Возможно ли продление срока
  17. Ответственность за незаконную пролонгацию
  18. Продление срока действия контракта по 44-ФЗ: возможно ли пролонгировать договор?
  19. Срок исполнения
  20. Возможно ли продление (пролонгация) срока действия
  21. Сроки поставки товара по 44-ФЗ и порядок их определения
  22. Правила действия в случае нарушения сроков поставки
  23. Права заказчика в части приемки товара при нарушении сроков поставки

Изменение срока действия контракта по 44 ФЗ

Можно продлить срок действия контракта по 44фз в 2018 году

Статья акутальна на: Июль 2020 г.

Срок действия контракта и период исполнения сторонами взятых на себя обязательств становятся одними из ключевых условий договора. Иногда возникают ситуации, при которых контрагент в силу определенных обстоятельств не успевает исполнить свою часть сделки вовремя.

Возникает вопрос, допустимо ли в соответствии с нормами 44-ФЗ изменение сроков контракта и как его правильно оформить.

Требования законодательства

Согласно нормам Гражданского Кодекса, а именно пункта 1 статьи 425, любой договор вступает в законную силу с момента его подписания обеими сторонами. От этой даты будет отчитываться и срок исполнения договорных обязательств. Он обязательно прописывается в тексте самого документа и признается существенным условием контракта.

В прежней редакции 44-ФЗ была ссылка на то, что стороны могут продлить сроки исполнения договора при достижении ими взаимного согласия по этому вопросу. Однако, в начале 2017 года в силу вступило постановление Правительства, которое упразднило такое правило. Отныне срок контракта не подлежит изменению.

Изменение сроков при условии форс-мажора

Согласно статье 401 Гражданского Кодекса России, если сторона докажет, что исполнение обязательств невозможно в силу обстоятельств непреодолимой силы, то она освобождается от ответственности. В понятие обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажора входят чрезвычайные ситуации в стране, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные конфликты и так далее.

Если контрагент требует изменения сроков контракта, ссылаясь на возникновение форс-мажорных обстоятельств, то ему придется это доказать. Подтверждением может быть документ, полученный в государственных органах, например, МЧС, торгово-промышленной палате и так далее.

При этом фактически срок контракта окажется прежним, но штрафы и пени, подлежащие к уплате за просрочку поставки поставщик платить не будет.

Как поступить поставщику, который не в силах вовремя выполнить свои обязательства?

Если поставщик не в состоянии в срок выполнить взятые на себя обязательства, то у него есть несколько выходов из сложившейся ситуации:

  1. Договориться с заказчиком о расторжении контракта по взаимному согласию сторон. При этом необходимо привести веские доводы, которые бы убедили заказчика в необходимости такой процедуры.
  2. Заключить с заказчиком соглашение о подписании акта приема-передачи товара и одновременном заключении договора на безвозмездное ответственное хранение продукции на складах поставщика. Таким образом, официально контракт будет исполнен в срок, а поставщик сможет не поставлять товар определенное время, прописанное в договоре.
  3. Требовать расторжения контракта в суде, если заказчик отказывается идти на уступки. При этом у поставщика должны быть веские обстоятельства, которые бы помогли решить дело в его пользу.
  4. Стоит отметить, что факт истечения срока контракта не освобождает стороны от исполнения обязательств. Нарушение условий сделки влечет за собой штрафные санкции, предусмотренные в документе и попадание в реестр недобросовестных поставщиков.

Случаи из судебной практики

В практике российских судов имеется большое количество дел, касающихся неправомерного заключения дополнительного соглашения между сторонами.

Ответственность заказчика

При выявлении нарушений в изменении существенных условий контракта, которым в том числе является и срок выполнения работ или поставки товаров, на заказчика накладывается штраф. Его размер для юридического лица устанавливается на уровне 200 тысяч рублей, а для должностного – 20 тысяч рублей.

Такая норма предусмотрена частью 4 статьи 7.32 КоАП России.

При наличии веских обстоятельств изменение сроков действия и исполнения контракта возможно. Часто самый выгодный для обеих сторон вариант — получить взаимное согласие друг друга на снесение корректировок.

1. Изменение срока контракта по 44 ФЗ

Одним из самых важных составляющих любого договора является срок действия контракта и период времени, в течение которого происходит исполнение обязательств сторон, между которыми он и был заключен.

В настоящее время все чаще возникают случаи, из-за которых контрагент при возникновении непредвиденных обстоятельств, просто не укладывается в установленные сроки и поэтому не может выполнить свои требования в срок. На основании данных причин возникает вопрос, можно ли изменять, продлить сроки исполнения контракта?

В соответствии с нормами, которые прописаны в ГК России, а точнее п 1 ст 425, на основании этих норм, договор и начинает действовать, после того, как с даты подписания договора сторонами.

Из этого срока и происходит вычет времени исполнения обязательств прописанных в муниципальном договоре. Этот срок в обязательном порядке должен быть указан в тексте контракта и будет выступать в качестве существенного условия данного документа.

Каков порядок изменения сроков выполнения работ, установленных контрактом, заключенным по закону № 44-ФЗ, если эти сроки не выходят за пределы срока действия контракта?

Планируется изменение срока выполнения работ в пределах срока действия контракта — до 31.12.2018.

Как оформить продление сроков выполнения работ по строительству объекта по муниципальному контракту в рамках Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с внесением изменений в проектную документацию и прохождением государственной экспертизы на этапе строительства?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: при выполнении ряда условий стороны вправе подписать допол­нительное соглашение об изменении в пределах 2018 года срока выполнения работ, предусмотренных контрактом.

Согласно ч. 2 ст.

34 Закона № 44-ФЗ, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 того же закона.

Частью 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ уста­новлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их измене­ния по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.

Понятие существенных условий контракта Законом № 44-ФЗ не определено. Согласно п.

1 ст. 432 ГК РФ, суще­ственными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

По смыслу положений ч. 2 ст.

34, ч. 3 ст.

55, п. 6 ч.

1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ и ч.

13 ст. 34 данного закона, согласно которой в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, условия о сроке испол­нения предусмотренных контрактом обязательств и о сроке действия контракта также являются существенными.

Таким образом, срок выполнения работ по контракту, равно как и срок действия контракта, может быть изменен только в установленных законом случаях.

Возможность изменения сроков исполнения контракта, к которым по смыслу п. 2 ст. 763 ГК РФ относятся и сроки выполнения работ подрядчиком, Закон № 44-ФЗ предусма­тривает лишь в двух случаях:

— при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ), что к рассматриваемому случаю, очевидно, не относится;

— в соответствии с ч. 1.1 ст.

95 Закона № 44-ФЗ, которая допускает изменение в 2018 году по соглашению сторон срока исполнения контракта, если исполнение контракта завершается в 2018 году.

В этом случае изменение условий контрак­та осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами изменения по соглашению сторон срока исполнения кон­тракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения кото­рых завершается в 2018 году, утвержденными на основании ч.

1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 198 (далее — Правила).

Согласно подп. «б» п. 3 Правил, они применяются в том числе к контрактам, предметом которых являются строитель­ство, реконструкция, техническое перевооружение объек­тов капитального строительства и срок исполнения которых завершается в 2018 году, то есть в принципе могут быть при­менены и к рассматриваемому контракту.

Однако Правила предусматривают еще ряд условий, необ­ходимых для изменения условий контракта в соответствии с ними, а именно:

— срок исполнения контракта составляет свыше 6 месяцев (п. 3 Правил);

— валютой контракта должен являться российский рубль (п. 4 Правил);

— контракт не может быть исполнен без изменения его условия по причинам, указанным в ст. 451 ГК РФ, — по не зависящим от сторон обстоятельствам, если стороны не могли разумно предвидеть изменение обстоятельств, обусловивших необходимость внесения изменений в контракт;

— изменение условий контрактов допускается в пределах доведенных заказчикам объемов финансового обеспечения на принятие и (или) исполнение в 2018 году обязательств по контрактам (п. 5 Правил).

При выполнении указанных условий стороны вправе заключить соглашение о продлении сроков выполнения под­рядных работ в пределах 2018 года (п. 11 Правил).

При этом, как следует из п. 5 Правил, изменение условий контракта, предусмотренных п.

1 Правил, оформляется дополнительным соглашением к контракту, основанием для подготовки кото­рого является направленное в адрес заказчика в письменной форме обращение поставщика (подрядчика, исполнителя) с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со ст. 451 ГК РФ.

Решение о внесении изменений в контракт заказчик принимает в срок не более чем 30 дней со дня поступления документов и инфор­мации, указанных в абз. первом п.

5 Правил, и направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомление о при­нятом решении (п. 6 Правил).

Информация об изменении условий контракта должна быть направлена заказчиком в Федеральное казначейство для включения в реестр контрак­тов (ст. 103 Закона № 44-ФЗ, Правила ведения реестра кон­трактов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084).

Подчеркнем, что, согласно п. 5 Правил, условия контракта могут быть изменены только при наличии оснований, предус­мотренных п.

1 ст. 451 ГК РФ, то есть в случае существенного изменения обстоятельств (когда обстоятельства изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предви­деть, договор вообще не был бы ими заключен или заключен на значительно отличающихся условиях).

Это важно знать:  Заявление о назначении пособия при рождении ребенка

Констатировать наличие предусмотренного ст.

451 ГК РФ основания для расторжения (изменения) договора можно при одновременном соблюдении следующих условий: обстоятель­ства изменились после того, как договор был заключен; сто­роны договора не содействовали их наступлению; стороны в момент заключения договора не могли разумно предвидеть наступление этих обстоятельств; исполнение договора с учетом изменившегося обстоятельства приведет к нарушению соотно­шения имущественных интересов сторон и повлечет для заин­тересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что вправе была рассчитывать при заключении договора (п.

2 ст. 451 ГК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 № 1074/10).

Источник: https://sportvoin.ru/kontrakt/izmenenie-sroka-dejstvija-kontrakta-po-44-fz

Изменение сроков исполнения контракта по 44-ФЗ в 2019 году

Можно продлить срок действия контракта по 44фз в 2018 году

Срок действия контракта и период исполнения сторонами взятых на себя обязательств становятся одними из ключевых условий договора. Иногда возникают ситуации, при которых контрагент в силу определенных обстоятельств не успевает исполнить свою часть сделки вовремя. Возникает вопрос, допустимо ли в соответствии с нормами 44-ФЗ изменение сроков контракта и как его правильно оформить.

Продление срока действия контракта по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Можно продлить срок действия контракта по 44фз в 2018 году

Продление срока действия контрактов, заключенных в рамках действия законодательства о контрактной системе, это одна из популярнейших тем для обсуждения и дискуссий. И действительно, в процессе реализации своей закупочной деятельности у заказчиков порой возникает необходимость пролонгации заключенного договора. Причиной появления такой необходимости могут служить самые разные причины.

Вместе с тем контрактное законодательство имеет строгие положения в отношении мер ответственности за несвоевременное исполнение условий контрактов. И с этой точки зрения пролонгация может расцениваться как намеренная попытка недобросовестного поставщика избежать этой ответственности.

Попытаемся разобраться в данном вопросе и дать конкретный ответ на вопрос, можно ли продлять срок действия заключенного в рамках контрактной системы договора.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее…

Продление срока действия контракта с точки зрения общего законодательства

Продление срока действия или, как чаще принято говорить, пролонгация контракта – это довольно распространенное явление в процессе реализации сторонами своих договорных отношений.

Несмотря на регулярное применение данной процедуры, следует отметить, что Гражданский кодекс РФ понятия пролонгации не содержит.

Вместо этого он предусматривает четкие сроки начала и окончания исполнения контрактов на поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг.

Для продления срока действия контракта имеется две возможности:

  1. Заключение сторонами дополнительного соглашения.
  2. Наличие возможности пролонгации в тексте договора.

В обоих случаях важнейшим и обязательным условием является указание срока, на который будет продлен контракт.

Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 44-ФЗ

Как уже было сказано выше, законодательство о контрактной системе предъявляет жесткие требования к своевременному исполнению сторонами взятых на себя обязательств. Кроме того, срок действия заключенного контракта является существенным условием, менять которое согласно статье 95 Закона № 44-ФЗ нельзя.

В этом отношении имеется ряд исключений, как, например, снижение цены без изменения объемов поставки товара или выполнения работ, 10-процентное уменьшение или увеличение объема закупки и т.д.

Изменение сроков действия контракта данные исключения не предусматривают, соответственно пролонгация контракта, заключенного по Закону № 44-ФЗ, невозможна и будет считаться нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Заказчик обязан осуществлять закупки в полном соответствии с размещенным в ЕИС планом-графиком, где сроки являются одним из важнейших показателей. Заключение дополнительного соглашения о продлении срока действия контракта, равно как и включение соответствующих условий в текст договора при его заключении, строго запрещены и будут считаться нарушениями.

Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 223-ФЗ

Заказчики, осуществляющие закупочную деятельность по Закону № 223-ФЗ, находятся в менее строгих условиях, поскольку самостоятельно определяют требования и разрабатывают положение о закупках. Ничто не запрещает им предусмотреть возможность включения в текст контракта условия о его продлении.

Несмотря на это, пролонгация контрактов, заключенных по итогам конкурентных процедур, может быть расценена контролирующими органами как ограничение конкуренции, к которой она в определенных случаях действительно приведет.

Продление срока действия заключенного контракта является ни чем иным, как определением и согласованием новых условий, однако такое согласование проводится лишь с одним участником, в то время, как сама закупка предусматривала наличие конкуренции.

Исходя из вышесказанного, можно заключить следующее:

  • пролонгация контракта, заключенного в соответствии с Законом № 223-ФЗ не запрещена и возможна;
  • возможность и условия продления срока действия контракта должны быть прописаны заказчиком в положении о закупках;
  • рекомендуется использовать возможность продления сроков только тех контрактов, которые были заключены «напрямую» с единственным поставщиком.

Заключение

На наш взгляд, пролонгации контрактов лучше избегать. Если с Законом № 44-ФЗ в этом вопросе все четко и ясно, то Закон № 223-ФЗ никак его не регламентирует, оставляя на откуп заказчикам и контрольным органам, которые в свою очередь зачастую имеют отличные мнения и точки зрения.

Опираясь на практику работы контрольных органов, следует отметить, что нередко продление сроков действия договора, заключенного конкурентным способом, расценивается как ограничение конкуренции и влечет соответствующее наказание.

Что касается пролонгации контрактов, заключенных с единственным поставщиком, то контрольные органы склонны расценивать такие действия, как заключение нового контракта, опираясь на трактовку о возникновении новых обязательств.

Наиболее оптимальным и целесообразным для заказчиков, вне зависимости от того, в рамках какого закона они работают, будет заключение нового контракта, а не продление срока действия старого.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/574-prodlenie-sroka-dejstviya-kontrakta-po-44-fz-i-223-fz

Продление срока действия контракта по 44-ФЗ и ответственность за незаконную пролонгацию договора

Можно продлить срок действия контракта по 44фз в 2018 году

Продление сроков реализации государственного контракта – это та задача, с которой регулярно сталкиваются заказчики. Такая необходимость обычно возникает при типовых закупках: заказчику гораздо проще продлить сроки действия контракта, чем организовать и провести новую закупку.

Относится ли срок действия контракта к существенным условиям

На основании ч. 2 ст. 34 44-ФЗ при подписании контракта нужно учесть, что в дальнейшем его существенные условия не подлежат изменению. При этом в самом 44-ФЗ не содержится указания на то, что именно можно считать существенным условием, и относится ли к ним срок действия контракта.

По нормам Гражданского кодекса (на которые должны опираться положения 44-ФЗ) к существенным условиям относятся соглашения о предмете договора, а также иные условия, которые необходимы для реализации подобного рода договоров.

В Гражданском кодексе также есть несколько статей, относящиеся к существенным условиям. Это ст. 457 – по срокам поставки товара, по ст. 708 – по срокам начала и окончания исполнения работ, по ст. 783 – сроки предоставления услуг.

С учетом п. 2 ст. 42 44-ФЗ можно сделать вывод, что к существенным условиям по любому контракту с государственными и муниципальными заказчиками относят условия о сроках исполнения обязательств в рамках соглашения.

Государственные контракты вступают в силу после подписания сторонами. При этом контракт должен содержать указание на финальные сроки выполнения работ.

Без указания на сроки госконтракт можно считать недействительным по причине отсутствия существенных условий.

Следовательно, порядок и сроки поставки товара, выполнения работы и оказания услуги относят к существенным условиям реализации государственного контракта. Данный вывод подтверждается разъяснениями контролирующих инстанций, в частности:

  • Минфина, которые он предоставил в письме от 2016 года №02-02-15/24252;
  • МЭР в письмах от 2015 года №Д28и-2020, от 2016 года №Д28и-1818;
  • в письме Казначейства России от 2015 года №07-04-05/09-319.

Сторонам не допускается изменять существенные условия, кроме отдельных исключений, перечисленных в ст. 95 44-ФЗ, когда условия могут изменяться по соглашению сторон.

В законодательстве представлен полный перечень исключений, когда допускается изменение контракта, и он не подлежит расширительной трактовке. Срок действия контракта не представлен в перечне исключений (с учетом ст.

95 44-ФЗ, п. 1 ст. 432 ГК, ч. 13 ст. 34 44-ФЗ).

Возможно ли продление срока

В общем случае вносить изменения в государственный контракт допускается только через подписание дополнительного соглашения. Нормами Гражданского кодекса допускается пролонгация контракта при изменении условий его реализации. Но 44-ФЗ имеет приоритет перед нормами ГК и подписывать дополнительное соглашение для продления сроков по государственному контракту не допускается.

Тот факт, что в рамках 44-ФЗ продление сроков реализации контракта считается нарушением, связан с принципом бюджетной экономии, который является одним из базовых.

Если бы такая возможность предоставлялась заказчикам по 44-ФЗ, то многие недобросовестные заказчики пользовались ею для ухода от конкурентных закупок, ведь вместо проведения конкурентной закупки они бы постоянно продляли контракт с одним поставщиком.

На основании п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса дополнительное соглашение о пролонгации договора заказчик подписать не вправе, так как оно не предусмотрено законом (в данном случае требованиями 44-ФЗ).

Такое соглашение признается ничтожным и не создает юридических последствий.

На то, что подписать отдельное соглашение для продления госконтракта стороны не могут, указывает МЭР в письме от 2017 № ОГ-Д28-4011.

Все закупки должны проводиться в соответствии с планом-графиком. В этом документе есть указание на период исполнения государственного контракта, и он не может произвольно изменяться. В письме МЭР от 2017 года № ОГ-Д28-4011 ведомство дополнительно указало, что включение в контракт пункта о возможности пролонгации договора является нарушением со стороны государственного заказчика.

Государственные контракты подписываются с учетом утвержденных лимитов бюджетных обязательств на срок три года. При этом заказчик вправе подписать контракт с поставщиком сразу на три года (по письму МЭР от 2015 года №Д28и). Но пролонгировать контракт, подписанный на год, вплоть до трех лет, заказчик не вправе.

Сроки контракта допускается изменять на законных основаниях только в частных случаях. В п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ прописано, что сроки подлежат изменениям при уменьшении ранее доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств. По нормам данной статьи сроки допускается пересмотреть только в сторону сокращения, так как изменяется объем поставки товара, работы и услуги.

Поэтому в данном случае о пролонгации контракта речи нет.

Также в 2016 году допускалось изменять сроки на основании ч. 1.1 ст. 95 44-ФЗ, но срок реализации контракта для применения данной статьи должен был завершиться в 2016 году. По правилам, которые были прописаны в ч. 1.1 ст.95 44-ФЗ, стороны госконтракта сохраняли возможность изменения сроков и цены контракта.

При этом дополнительно такие правила устанавливало Правительство, которое вводило разрешения на текущий год. Так, согласно данной статье, изменения в государственный контракт в 2016 году могли вноситься по Правилам Постановления Правительства от 2016 года №191.

Указанные правила распространялись только на контракты, предметом которых являлись:

  • поставка товара, выполнение работ или оказание услуг по утвержденным перечням;
  • строительные, реконструирующие работы, услуги по техническому перевооружению или работ по сохранению объектов культурного наследия, кроме методического руководства.

При этом по срокам исполнения контракта необходимость внесения правок могла быть обусловлена такими обстоятельствами: срок госконтракта не превышает 6 мес. (по п. 3 Правил), а контракт не допускается исполнить без изменения в связи с существенным изменением обстоятельств закупки, согласно ст. 451 ГК.

С января 2017 года п. 1.1 ст. 95 44-ФЗ утратил силу и более не применяется.

Если при реализации контракта возникли непредвиденные обстоятельства, которые делают невозможным исполнение контракта в сроки, то продление все равно недопустимо.

Допускается исполнить контракт за пределами установленных сроков. Это означает, что в некоторых случаях (например, при изменении погодных условий, которые препятствуют реализации контракта) контракт может исполняться за пределами сроков без взыскания санкций за просрочку. Такая позиция основывается на положении п.

3 ст. 425 ГК. Оно указывает на то, что истечение срока действия контракта не снимает со сторон обязанности выполнить все обязательства.

Законодательство не запрещает поставщику выполнить работу, а заказчику – произвести приемку за пределами срока госконтракта.

Порядок действий в данном случае будет следующим:

  1. Заказчик принимает исполненные работы за пределами срока реализации контракта.
  2. При этом он должен исполнить свои обязательства по предъявлению требований к поставщику по уплате пени по ч. 6 ст. 34 44-ФЗ.
  3. Но обязанность уплатить начисленные пени у подрядчика возникает только при наличии вины в просрочке по обязательствам. По ч. 9 ст. 34 44-ФЗ и ст. 401 ГК сторона может освобождаться от уплаты неустойки, пени или штрафа, если докажет, что неисполнение связано с обстоятельствами непреодолимой силы или по вине заказчика.

Таким образом, срок реализации контракта останется прежним, но никаких санкций поставщику не грозит. Стоит отметить, что указанный порядок действий не закреплен законодательно. Поэтому велика вероятность, что поставщику придется отстаивать свое право на освобождение от санкций в судебном порядке.

Заведомо выигрышной для подрядчика станет ситуация, при которой он сможет доказать, что исполнение им своих обязательств в установленные договором сроки стало невозможно из-за обстоятельств непреодолимой силы по ст. 401 ГК.

К таким обстоятельствам относят форс-мажорные обстоятельства: чрезвычайные ситуации, техногенные катастрофы, вооруженные конфликты, стихийные бедствия и пр. Возникновение таких ситуаций поставщику следует подтвердить документально, например, предоставить документ из МЧС или ТПП.

Если заказчика полностью устраивают условия реализации государственного контракта, и он хотел бы продолжить сотрудничество с данным поставщиком, то ему необходимо провести новую закупку. В случаях когда это допустимо нормами 44-ФЗ и входит в лимиты, утвержденные для заказчика, то он вправе подписать контракт с единственным поставщиком.

В случае если поставщику стало очевидно, что он не способен исполнить свои обязательства в установленные сроки, то он может воспользоваться одним из перечисленных вариантов:

  1. Достигнуть договоренности о расторжении контракта по взаимному согласию между сторонами. При этом необходимо привести дополнительные доводы, которые бы смогли дополнительно подтвердить необходимость расторжения.
  2. При отказе заказчика расторгнуть договор добровольно поставщик вправе потребовать его принудительное расторжение в судебном порядке.
  3. Подписать с заказчиком соглашение о подписании акта приема-передачи товара, а также договора об ответственном хранении товаров у поставщика. Если два указанных документа подписать в один момент, то формально поставщик исполнит контракт в положенные сроки, но сможет отсрочить саму поставку.

Ответственность за незаконную пролонгацию

В случае незаконного изменения условий контракта должностному лицу грозит штраф в размере 20 тыс. р., юридическому – 200 тыс. р. (по ч. 4 ст. 7.32 КоАП). Факт незаконной пролонгации может стать известен контролирующим инстанциям при проведении проверочных мероприятий. Привлечением заказчика к административной ответственности занимается ФАС.

Если изменение сроков государственного контракта привело к дополнительным затратам, то устанавливается штраф. Он рассчитывается, как двойной размер излишне израсходованных средств.

Также по результатам выявления незаконного продления сроков по государственному контракту дополнительное соглашение, подписанное по данному вопросу, будет признано ничтожным и аннулировано.

Подрядчику следует учесть, что заказчик вправе применять меры ответственности в виде пени и штрафов за исполнение или некачественное исполнение обязательств по государственному контракту по ч. 6 ст. 34 44-ФЗ.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса допускают возможность продления срока действия контракта между сторонами сверх срока, на который он был подписан. Но это правило не распространяется на госконтракты.

В 44-ФЗ прописан единственный случай, позволяющий изменить сроки по контракту: это снижение лимитов бюджетного финансирования.

При нарушении требования о недопустимости изменения сроков реализации государственного контракта заказчику грозит крупный штраф в размере 200 тыс. р. по ст. 7.32 КоАП.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/prodlenie-kontrakta.html

Продление срока действия контракта по 44-ФЗ: возможно ли пролонгировать договор?

Можно продлить срок действия контракта по 44фз в 2018 году

Сроки действия госконтракта и период, который необходим поставщику для исполнения обязательств по договору, входит в число базовых условий госконтракта по 44-ФЗ.

На практике возникают ситуации, при которых поставщик или исполнитель не могут завершить работу или выполнить поставку товара в установленные сроки по объективным не зависящим от них обстоятельствам.

В таком случае может возникнуть необходимость пролонгировать сроки исполнения контракта.

Согласно действующим положениям законодательства, сроки действия контракта не являются существенным условием госконтракта по нормам 44-ФЗ. Более того, сведения о сроках действия включаются в контракт по усмотрению заказчика.

Срок исполнения

Сроки действия следует отличать от сроков исполнения. Последнее понятие является более узким и входит в перечень существенных условий контракта.

Срок действия включает такие временные периоды, как исполнение поставщиком своих обязательств по оказанию услуг, выполнению работ и поставке товара, заказчиком – по оплате услуг и работ, принятых на условиях договора, а также возврату денежного обеспечения, а также гарантийный период.

Согласно положениям Гражданского кодекса п. 1 ст. 425, госконтракт вступает в силу после его подписания сторонами. Именно с этого момента начинается его исполнение.

В контракте приводится указание на финальную дату выполнения работ или временной период, который отводится поставщику на оказание нужной услуги или поставку товара (например, в течение 30 дней после подписания контракта).

Без сроков исполнения обязательств контракт считается недействительным из-за отсутствия в нем одного из существенных условий.

Возможно ли продление (пролонгация) срока действия

Под пролонгацией, или продлением понимается увеличение временного периода действия госконтракта в процессе реализации сторонами отношений по договору.

В рамках гражданско-правового законодательства договоры пролонгируются достаточно просто: для этого сторонам достаточно достигнуть договоренности и оформить факт продления сроков действия контракта в письменной форме.

Но в отношении контрактов, которые подписывают государственные и муниципальные заказчики со своими контрагентами, есть некоторые особенности.

Они заключаются в том, что в данном случае положения специального законодательства в виде 44-ФЗ о контрактной системе имеют приоритет перед общими нормами Гражданского кодекса.

По нормам 44-ФЗ все закупки должны вестись по плану-графику, а в нем есть указание на период исполнения контракта.

В ч. 1 ст. 95 44-ФЗ прямо сказано о том, что существенные условия контракта изменять не допускается. Ранее в законодательстве было предусмотрено несколько исключений из указанного правила. Теперь изменить сроки стало невозможным даже через подписание дополнительного соглашения.

Подобная позиция содержится в письме Министерства финансов №02-02-15/24252 от 2016 года и письме Минэкономразвития №ОГ-Д28-4011 от 2017 года.

В прежней версии 44-ФЗ была ссылка на то, что стороны вправе продлить сроки исполнения контракта, если ими было достигнуто согласие по данному вопросу. Но после изменений 2017 года Постановление Правительства устранило указанные правила. Теперь сроки госконтракта должны оставаться неизменными.

В письме Минэкономразвития от 2017 года №ОГ-Д28-4011 дополнительно подчеркивается, что включение в госконтракт сведений о возможности продления является нарушением со стороны заказчика.

Стоит учесть, что в отношении контрактов по 44-ФЗ действуют правила Гражданского кодекса. Исходя из положений ст.

401 ГК, можно сделать вывод, что госконтракт допускается пролонгировать при условии форс-мажорных обстоятельств.

Согласно ст. 401 Гражданского кодекса, в случае, если одна из сторон докажет, что исполнение взятых на себя обязательств стало невозможным при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, то ее освобождают от ответственности. К подобным обстоятельствам можно отнести стихийные бедствия, катастрофы, военные конфликты и пр.

Но если поставщик или исполнитель требует изменить сроки контракта со ссылкой на форс-мажор, то ему придется доказать данный факт.

Например, с помощью документа, полученного у МЧС, торгово-промышленной палаты и пр. Но в данном случае сроки контракта фактически останутся прежними.

Единственное отличие будет состоять в том, что штрафы и пени за просрочку обязательств поставщиком уплачиваться не будут.

Другим исключением из правил о невозможности изменения существенных условий являются случаи внесения правок в существенные условия из-за решения Правительства, региональных властей или муниципалитета (по пп. 2-4 ч. 1 ст. 95 Постановления №1186).

В случае отсутствия у поставщика возможности исполнить свои обязательства в установленные сроки у него есть несколько вариантов действий:

  1. Заключить с заказчиком дополнительное соглашение о расторжении госконтракта (при достижении такой договоренности).
  2. Добиться от заказчика подписания акта приема-передачи или товарной накладной в положенные сроки. Одновременно с этим подписать договор о безвозмездном ответственном хранении продукции на складах поставщика, что позволит ему немного отсрочить поставку на вполне законных основаниях.
  3. Потребовать расторгнуть госконтракт в судебном порядке.
  4. Исполнить свои обязательства с просрочкой и заплатить штрафные санкции.

Таким образом, поставщику придется искать способы договориться заказчиком мирно, чтобы избежать ответственности. В общем случае за несоблюдение сроков информация о нем передается в реестр недобросовестных поставщиков.

Сталкивались с невозможностью исполнить свои обязательства по контракту в определенные сроки?Все выполняю вовремя и без форс-мажоровК сожалению, приходилось по моей винеПриходилось, но причины от меня не зависели

Сроки поставки товара по 44-ФЗ и порядок их определения

Несмотря на то что срок поставки товара является очень важным условием, в Федеральном законе №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не отражены никакие требования к данному параметру, что вызывает огромное количество жалоб потенциальных исполнителей контрактов в случае возникновения у них подозрения на ограничение конкуренции. Это связано с тем, что нередко заказчики ставят предельно малые сроки на исполнение контракта в части поставки товара, чем могут существенным образом ограничить конкуренцию, например, по причине того, что в установленные сроки поставить товар может только одна или две организации.

В Гражданском Кодексе Российской Федерации также не содержится указания на то, каким должен быть минимальный срок для поставки товара.

Статья 421 данного нормативного акта говорит о том, что срок поставки может быть любым, который устроит обе стороны заключенного соглашения.

Однако следует понимать, что этот показатель должен также отвечать требованию о разумности, что позволит исполнить контракт без нарушения его условий.

Правила действия в случае нарушения сроков поставки

В том случае, если исполнитель по контракту допустил реальное нарушение сроков его исполнения в части поставки товара, заказчик имеет право обратиться к претензионному порядку, по итогам реализации которого с исполнителя будет взыскана определенная сумма неустойки.

Однако для того, чтобы требования о выплате суммы неустойки были признаны соответствующими действительности, необходимо соблюсти определенный порядок:

  1. Убедиться, что допущена фактическая просрочка поставки. Получить сведения об этом реально только после того, как товар был поставлен в полном объеме. Для этого необходимо изучить предоставленные акты приема-передачи товара, товарные накладные либо универсальные передаточные документы, в которых отражена дата фактической передачи товара на склад заказчика. Эти документы должны быть переданы либо в дату фактической поставки, либо в течение установленного контрактом срока такой поставки. Раньше фактической поставки товара документы приняты быть не могут, так как это может повлечь путаницу в расчетах суммы неустойки.
  2. Провести подсчет количества дней фактической просрочки поставки. При этом следует учесть нюанс, который был оговорен Федеральной антимонопольной службой в рамках одного из своих писем, направленных с целью установления порядка расчета неустойки по Постановлению Правительства РФ №1042, принятого в 2017 году. В соответствии с этой оговоркой количество дней просрочки исполнения контракта должно рассчитываться в календарном плане (то есть с включением всех выходных и праздничных дней) несмотря на то, что в контракте срок поставки может быть обозначен в виде рабочих дней (то есть с исключением выходных и праздничных дней).
  3. Рассчитать сумму фактической неустойки на основании цены контракта и количества дней просрочки поставки товара. Формула, которая используется для расчета, выглядит следующим образом: (1 / 300 ставки рефинансирования Центробанка * неисполненная цена контракта) * количество дней просрочки. Размер ставки рефинансирования следует уточнять на дату выставления требования об уплате неустойки. При этом если данное значение менялось, то дробление не осуществляется, а вся сумма неустойки рассчитывается на основании показателя, действующего на дату уплаты.
  4. Составить требование об уплате неустойки в формате официального документа, который будет направлен исполнителю по контракту и размещен в Единой информационной системе с целью подтверждения правомерности действий заказчика по взысканию неустойки. При этом сложившаяся практика показывает, что заказчику при составлении такого требования лучше указать формулу и привести все расчеты, которые были им использованы, так как это позволит избежать вопросов со стороны исполнителя по контракту и контролирующих органов.
  5. Направить исполнителю сформированное требование посредством тех вариантов связи, которые ему доступны, например, посредством электронной почты либо вручением нарочным, если это возможно.

В составленном и направленном документе-требовании следует указать, каким образом будет взыскиваться неустойка: из обеспечения контракта (при наличии), из причитающегося платежа либо будет уплата в добровольном досудебном порядке.

Каждый конкретный вариант взыскания неустойки должен быть оговорен с исполнителем посредством официальной деловой переписки.

Права заказчика в части приемки товара при нарушении сроков поставки

В том случае, если исполнитель по контракту нарушил сроки исполнения взятых на себя обязательств, заказчик, кроме взыскания неустойки, имеет право также на некоторые действия, которые позволят ему защитить свои интересы.

В случае нарушения условий контракта в части соблюдения сроков поставки товара заказчик имеет право отказаться от поставленного товара в полном объеме или частично (по своему усмотрению) в том случае, если у него отпала необходимость в приобретении и использовании товара (низкозамерзающая стеклоомывающая жидкость для автомобилей не нужна заказчику летом, поэтому в случае нарушения срока поставки товара в зимнее время и предоставление его заказчику летом последний имеет право отказаться от использования такового).

Если исполнитель по контракту не только просрочил поставку, но и предоставил товар, не соответствующий условиям контракта, государственный или муниципальный заказчик имеет право не только отказаться от товара, но и подать заявку на включение поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков со всеми вытекающими для исполнителя последствиями. Кроме того, исполнитель будет подвергнут взысканию неустойки за ненадлежащее исполнение контракта.

Замену товара исполнитель должен осуществить за свой счёт до момента, когда заказчик расторгнет в одностороннем порядке контракт.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/prodlenie-kontrakta.html

Спроси у юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: